Информатизация начальной школы

Кишкинова Н.С., зам. директора по УВР сош № 7 г. Углича

 

В рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования с 2002 года началось обучение информатике со 2 класса.

В 2003 году условия эксперимента значительно изменились в связи с реализацией программ информатизации образования. В школах появляются компьютеры, разрабатывается серия электронных учебных материалов, школы подключаются к Интернету, формируются образовательные порталы в сети Интернет.

Наша школа занимается внедрением НИТ в учебный процесс с 1999 года.

 

Этапы внедрения НИТ в учебный процесс сош № 7

1998-1999 курсовая подготовка учителей

1999-2000 Введение курса А.В. Горячева "Информатика" со 2 класса.

2000-2001 Введение курса А.В.Горячева "Информатика +" с 5 класса.

2001-2002 Преподавание курса информатики со 2 по 11 класс.

2002-2003 Внедрение НИТ в учебный процесс.

2003-2004 Внедрение НИТ во внеклассную работу.

Роль компьютера в оптимизации процесса обучения

Использование компьютерных технологий – это не только веяние моды, но и необходимость.

Использование НИТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Самостоятельная работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой более сложной учебно-познавательной деятельности.

Автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание возобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий.

Управление сложным техническим средством уравнивает детей со взрослыми, которым так хотят подражать дети этого возраста.

 

Роль компьютера в оптимизации процесса обучения:

§        Высокая мотивация, интерес к процессу обучения с использованием компьютера.

§        Повышается интенсивность обучения.

§        Усиливается индивидуализация обучения.

§        Обеспечивается объективность оценивания результатов.

§        Усиливается доля самостоятельной работы.

§        Работа за компьютером приучает к точности.

 

Можно определить следующие направления применения компьютера учителем начальной школы.

 

Направления использования компьютера в начальной школе

1.      Раннее изучение информатики. Преподавание начальных элементов информатики, вычислительной техники и программирования для учеников начальной школы.

2.      Компьютерная поддержка учебных предметов. Использование существующего прикладного программного обеспечения по различным предметам начальной школы: обучающие, контролирующие, демонст­ра­ционные, игровые и другие программы. Использование различных предметных обучающих сред.

3.      Выполнение вспомогательной функции. При подготовке и проведении уроков, т.е. использование существующих инструментальных средств.

Первое направление

Для начальной школы мы используем программу автора А.В. Горячева. Эта программа утверждена Министерством образования и имеет методическое обеспечение. Автором разработаны учебники-тетради и методические рекомендации для 1- 4 классов. Автор данного курса считает информатику фундаментальной наукой, которую можно изучать без использования компьютера. Но все методические рекомендации, разработанные Министерством образования, предполагают раннее изучение информатики, включающее бескомпьютерную и компьютерную составляющую. Инициативная группа учителей города Москвы разработала компьютерную поддержку к данному курсу.

Бескомпьютерная часть курса реализуется заданиями, направленными на развитие логического мышления учащихся, компьютерная - на формиро­вание умений учащихся работать с информацией с использованием средств ИКТ (информационных и коммуникационных технологий).

Компьютерная поддержка к курсу "Информатика в играх и задачах"

Этот программный комплекс ориентирован на развитие логического мышления и формирование у детей 7-8 лет начальных навыков работы на компьютере. Программный комплекс представляет собой дополнительный материал для занятий по курсу "Информатика в играх и задачах" и может использоваться как для проведения уроков информатики во 2 классе начальной школы, так и для индивидуальных занятий родителей с детьми.

В состав комплекса входит 21 задание. Система заданий соответствует содержанию рабочих тетрадей. Чтобы совместить работу по тетрадям "Информатика в играх и задачах" с занятиями на компьютере, не увеличивая общую нагрузку, рекомендуется заменять работу с некоторыми заданиями в тетрадях выполнением аналогичных заданий на компьютере.

Цели занятий в части освоения пользовательских навыков работы на компьютере:

1.      познакомить учеников с внешним видом и назначением основных устройств, входящих в состав компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор "мышь",

2.      научить пользоваться манипулятором "мышь":

- различать на экране монитора указатель курсора и указатель мыши,
- выбирать объект на экране с помощью мыши,
- перемещать объект нажатой левой кнопкой мыши.

3.      научить пользоваться клавиатурой: вводить символы в окно ввода, пользоваться клавишами "ENTER" и "BACKSPACE",

4.      научить нажимать щелчком мыши кнопки действий на экране,

5.      научить выбирать щелчком мыши нужную строку в меню,

6.      научить находить и выбирать нужную строку в окне выбора с полосой прокрутки.

Формы организации обучения

nИндивидуальная

(по подгруппам)

 

 


в рамках двух уроков               в рамках одного урока

 

 

nГрупповая

nФронтальная

 

Работа по подгруппам в рамках одного урока

1 группа                                                2 группа

 

 

 


1)Работа с учителем в классе

Работа с учителем информатики в компьютерном классе

2)Смена вида деятельности

 

Из предлагаемых подходов к использованию компьютерной поддержки при обучении информатике мы выбрали индивидуальную форму организации обучения информатике с делением класса на две группы в кабинете информатики школы в рамках двух уроков.

Компьютерные технологии могут быть использованы для закрепления и изучения других школьных дисциплин и пробуждать дополнительный интерес к их изучению, укреплять межпредметные связи, формировать у детей системное восприятие получаемых знаний, целостную картину мира.

 

Второе направление

Компьютерная поддержка учебных предметов начальной школы

Требования к ППО

nСоответствие реальным характеристикам школьных компьютеров.

nСогласованность с учебным процессом. (практическая значимость использования,

nМетодическая обоснованность. (У программы должен быть автор, она должна быть апробирована.)

nНадежность, удобство использования.

nПродуманность интерфейса.

nОткрытость программы. (Наличие редактора, чтобы внести изменения учителю)

nПривлекательность программы.

 

"ЛОТО", "УСТНЫЙ СЧЕТ", ГЕНЕРАТОР КОНТРОЛЯ.

Математика

Программа "Устный счет"

Позволяет выбрать числовой промежуток, из которого будут браться числа, операции: +, --, *, :, режим решения уравнений.

Можно изменить уровень сложности предъявляемого материала. Увеличение сложности происходит за счет увеличения количества действий и скобок. Программа очень проста в использовании. При неправильном решении на экране появляется тучка. Общее количества тучек указывает на кол-во ошибок. Программу можно использовать и в 5 классе.

Русский язык

"ЛОТО"

Идея игры "ЛОТО" заключается в том, что отвечая на вопросы, ученик открывает картинку из 16 частей. Картинка "оживает", если все задание выполнено правильно.

В данном комплекте "Лото" предложены наборы заданий по русскому языку. Темы:

ü      Слова, написание которых надо запомнить.

ü      Безударные гласные, проверяемые ударением.

ü      Непроизносимые согласные.

ü      Парные согласные.

ü      Гласные после шипящих и ц.

ü      Разделительный Ъ и Ь знаки.

ü      Существительные с шипящими на конце.

ü      Грамматические признаки частей речи.

Каждая тема имеет несколько вариантов. Слова объединены одним сюжетом. В "Лото" 10 картинок Программа работает в 2 режимах: ученик и учитель.

 

Компьютерное тестирование

С введением Единого государственного экзамена в школах России в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим важно начать работу над этой формой контроля еще в начальной школе. Это будет в значительной степени результативной подготовкой к данному виду экзамена.

Формы представления тестов могут быть различными. Задания могут быть предложены в виде текста, рисунка, схемы, аудиозаписи, видеозаписи. Тесты бывают в традиционном (на листах бумаги) и компьютерном варианте.

Компьютерное тестирование – форма проверки учебных достижений, где процедура проведения и проверки формализована и не требует участия специалиста.

Существует тестовая среда генератор контроля "Visual Teacher"

На основе этой среды создана программа "Русский язык ¾"

Особенности компьютерного тестирования.

nМеньшее время выполнения.

nРезультаты работы сразу становятся известны.

nВысокая объективность при оценивании.

nБыстрота обработки результатов тестирования.

nРандомизация заданий. (Возможность перемешать задания по темам и по порядку.)

nАдаптация заданий.

nПодробная регистрация времени тестирования. (Можно задать определенное время, за которое должен быть выполнен тест.)

nИспользование Internet-технологий.

 

Положительные моменты в использовании тестов.

nВозможность проверки усвоения учебного материала.

nОбъективность оценки результатов работы.

nОценка большого количества учащихся.

nПроверка большого объема учебного материала.

nУдобство и быстрота проверки.

nВысокая точность измерения учебных достижений.

nДифференцирование.

Недостатки тестирования

nСложность проверки глубины ЗУН.

nНевозможно проследить логику рассуждения учащихся.

nБольшая вероятность выбора ответа наугад или методом исключения.

nДороговизна технологии.

 

Использование НИТ в начальной школе позволяет уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Активизация учебно-познавательной деятельности связана скорее не с самим предметом информатики, а с использованием компьютерных технологий. Широкое использование компьютеров при изучении большинства предметов в результате совершенствования образовательных технологий в начальной школе даст возможность в полной мере реализовать принцип "учение с увлечением", и тогда любой предмет будет иметь равные с информатикой шансы стать любимым детьми.

В заключение моего выступления хотелось бы остановиться на проблемах. Они знакомы и понятны всем учителям и администраторам, внедряющим НИТ в учебный процесс.

§        Недостаточное техническое оснащение.

§        Проблема подготовки кадров.

§        Недостаточное программное обеспечение. (Программы, которые создаются для начальной школы – это программы репетиторы или домашние наставники. Применение этих программ малоэффективно на уроке.)

Частично в нашей школе решается проблема подготовки учителей, своими силами решаем вопрос покупки и замены оборудования, благодаря предоставлению платных услуг населению. Сложнее обстоит дело с программным обеспечением. Но мы надеемся, что программисты откликнутся на наши просьбы и займутся созданием компьютерной поддержки, которая бы отвечала вышеизложенным требованиям.